Минфин предлагает значительно упростить жизнь автомобилистов. Чиновники выступают за введение уже с 1 января 2008 г. упрощенного, без участия сотрудников ГИБДД, порядка оформления ДТП и системы прямого возмещения вреда по ОСАГО, которая давно действует в ЕС. Российские страховщики говорят, что к этому сроку вряд ли успеют подготовиться технически, и предлагают развести даты вступления в силу этих процедур.
Ведомости,
16 октября 2006 г.
Европротокол для России 3824 просмотра
Когда водители смогут оформлять ДТП и получать страховое возмещение без участия ГИБДД
Министерство финансов России предлагает значительно упростить жизнь автомобилистов. Чиновники выступают за введение уже с 1 января 2008 г. упрощенного, без участия сотрудников ГИБДД, порядка оформления ДТП и системы прямого возмещения вреда по договорам ОСАГО. Подобная система давно действует в ЕС. Российские страховщики говорят, что к этому сроку вряд ли успеют подготовиться технически, и предлагают развести даты вступления в силу процедур упрощенного урегулирования и прямого возмещения.
Как регистрируют ДТП в Европе Переход на упрощенную систему оформления автомобильных аварий в некоторых странах Европы начали более 30 лет назад. Во Франции и Бельгии, например, полицию на место аварии вызывать необязательно с 1972 г. Общеевропейского законодательства на этот счет не существует - эти правила регулируются законодательством каждой страны - члена ЕС, отмечает Даниэль Фраля, директор бельгийского центра по организации взаиморасчетов Datasur. Количество машин, ставших участниками аварии, значения не имеет. Во Франции договориться без вызова полиции можно в любом случае, если нет пострадавших в аварии, а вот в Бельгии, по словам Фраля, в полицию обращаться не обязательно, даже если причинен вред здоровью. Но, как правило, в подобных случаях полицию на место происшествия все же вызывают. Во Франции без полиции не разобраться, если в результате ДТП нанесен ущерб национальной собственности или нарушено движение на дороге, в Бельгии - если ущерб превышает 8500 евро. Обойтись без участия полиции при аварии можно также в Испании и Великобритании, добавляет гендиректор компании "Прямое страхование" Сергей Маршев. Во Франции пострадавший автомобиль могут отремонтировать еще до того, как извещение о ДТП попадет к страховщику, рассказывает Маршев. Вот характерный пример работы одной из французских компаний. В течение получаса после того, как клиент сообщил своему страховщику об аварии, с пострадавшим связывается представитель компании и договаривается, где и когда можно забрать битый автомобиль для ремонта. В это время страховщик направляет информацию о машине клиента в специализированную сервисную компанию, которая организует подбор ближайшей авторемонтной мастерской. На время ремонта клиент получает от автосервиса бесплатную машину - мастерской такая система выгодна, ведь она получает гарантированный поток заказов. Передав данные о клиенте в мастерскую, сервисная компания направляет на место ДТП независимого эксперта-оценщика для осмотра и оценки повреждений. После ремонта сверяет счет из автосервиса с отчетом оценщика и направляет результат в страховую компанию для оплаты. Все происходит без малейшего участия клиента, подчеркивает гендиректор "Прямого страхования".
Как возмещают ущерб от ДТП Вторая составляющая нововведений, о которых говорят российские чиновники, - прямое возмещение вреда по договорам ОСАГО. Главное и неоспоримое преимущество этой схемы перед действующей системой возмещения ущерба по ОСАГО в России состоит в том, что выплату пострадавший получает от своей компании, а не от страховщика виновника ДТП, как сейчас. Остальные плюсы также очевидны: сократятся сроки урегулирования страховых случаев по ОСАГО, судебных разбирательств, связанных с автогражданкой, станет меньше, снизятся расходы страховщиков на ведение дела. В Евросоюзе эта схема действует следующим образом. Компания потерпевшего платит страховку от лица страховщика виновника, а затем взыскивает с него компенсацию за урегулирование. Страховщик виновника обязуется принимать результаты урегулирования, произведенные страховщиком потерпевшего, в случае если последним были соблюдены единые для всех участников системы стандарты урегулирования страхового случая. Эта система действует во Франции, Бельгии, Греции, Италии, Португалии, Испании и других странах. В наиболее развитом и полном виде прямое урегулирование действует во Франции с 1968 г. - на отработку системы французам понадобилось около 10 лет. Важными условиями перехода на эту систему являются единая методика оценки ущерба при проведении техэкспертизы, стандарты электронного документооборота, базы данных ДТП, клиринговый центр для расчетов между страховщиками и проч. Интересно, как французские страховые компании рассчитываются между собой по встречным требованиям, рассказывает заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин. Они не предъявляют друг другу каждое выплатное дело, а используют среднюю по всем компаниям расчетную величину ущерба за отчетный период, которая регулярно пересматривается. Так, в 2005 г. (по итогам 2004 г.) эта сумма составляла 1204 евро. Для ускорения платежей французские страховщики ОСАГО создали единый расчетный центр. А ущерб клиенту, если его сумма не превышает 6500 евро, выплачивается по упрощенной процедуре. В Бельгии главная трудность при переходе на систему прямого возмещения была связана с большими затратами на обработку документации, но с появлением компьютеров и баз данных эти расходы удалось снизить до минимума, уверяет Фраля. Единой базы по всем авариям ни во Франции, ни в Бельгии нет, но в Бельгии в общую базу заносятся данные по ДТП, компенсация по которым выплачивается за счет прямого возмещения. В обеих странах существуют единые стандарты технической экспертизы автомобилей, попавших в аварию. Во Франции вся эта информация и список оценщиков приведены на сайте министерства транспорта, а в Бельгии для подсчета ущерба используется база данных Informex, в которой указаны цены всех автомобилей и запчастей, а также время ремонта. Прямое возмещение и упрощенное урегулирование могут дополнять друг друга, а могут существовать отдельно. Например, в Германии система прямого возмещения не прижилась. В этой стране сильна судебная система, и у граждан есть возможность через суд взыскать с виновника ДТП и его страховой компании серьезную компенсацию за причинение морального вреда, возмещение судебных издержек и проч.
Российский путь Что же предлагает отечественным автомобилистам российский Минфин? Чиновники выступают за одновременное - с 1 января 2008 г. - введение процедур прямого возмещения вреда и упрощенного урегулирования ДТП. При этом главные условия, при которых на место аварии можно не вызывать ГИБДД, - участие в ДТП не более двух транспортных средств, причинение только материального ущерба и сама сумма ущерба не более 20 000 руб., говорится в материалах Минфина. Но отечественные страховщики, поддерживая инициативы Минфина в целом, не согласны со сроками введения обоих новшеств, опасаясь всплеска мошенничества. Сейчас нет единой методики оценки ущерба, нет типовых схем для определения виновности участников ДТП на месте без ГИБДД, не решены вопросы налогообложения при прямом урегулировании, нет баз данных ДТП, не создан клиринговый центр, не определены механизмы финансовых гарантий страховщиков, отмечает Батуркин из РСА - и это далеко не все проблемы, без решения которых о введении новой процедуры не может быть и речи. ГИБДД также выступает за прямое возмещение и упрощенное урегулирование, но при решении всех законодательных и иных вопросов, говорит начальник управления правового регулирования, межведомственного взаимодействия и международного сотрудничества ДОБДД МВД Владимир Кузин. Ожидается, что соответствующие поправки в закон об ОСАГО должны быть внесены в Госдуму в октябре-ноябре и рассмотрены в первом чтении до конца года. Страховщики предлагают перенести сроки вступления новшеств в силу, а также развести во времени прямое возмещение и упрощенное урегулирование. Первое предлагается вводить с 1 июля 2008 г., а второе - через год, говорит Батуркин. По его словам, вопрос прямого урегулирования может быть решен в первую очередь. "Что касается упрощенного оформления ДТП, то этот вопрос требует согласования с Минфином и ГИБДД. Поэтому РСА ведет переговоры с Минфином о переносе этого вопроса на более позднее время", - цитирует "Росбалт" Ирину Осокину, директора по международным и государственным программам развития и технического содействия РСА.
Что такое "европротокол" Упрощенный порядок оформления ДТП действует в большинстве европейских стран. Его главными условиями и отличительными особенностями являются: выезд полиции исключительно на ДТП, повлекшие вред жизни или здоровью, и оформление участниками аварии на месте единого извещения о ДТП (оно и получило название "европротокол"), при этом свой экземпляр каждый водитель направляет в собственную cтраховую компанию. А затем страховщики самостоятельно определяют виновность каждого из участников ДТП на основании информации, содержащейся в извещении, свидетельских показаний и типовых схем ДТП. Алексей РОЖКОВ, Татьяна БОЧКАРЕВА
Вся пресса за 16 октября 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
27 июня 2025 г.

|
|
Frank Media, 27 июня 2025 г.
Акционеры «Ренессанс страхования» утвердили дивиденды по 6,4 рубля на акцию

|
|
Российская газета онлайн, 27 июня 2025 г.
Слепая зона: за четверть века обзорность в автомобилях снизилась в 1,5 раза

|
|
NEWS.ru, 27 июня 2025 г.
В России заявили о недостаточности страховых выплат по ОСАГО

|
|
De Facto, Воронеж, 27 июня 2025 г.
Цены на полис ОСАГО в Воронеже подешевели до 6,4 тыс. рублей

|
|
Финмаркет, 27 июня 2025 г.
Посевная площадь по просубсидированным договорам страхования урожая составила 2,5% от общей по стране

|
|
PenzaNews, 27 июня 2025 г.
Приговор депутату Заксобрания Пензенской области Сергею Ванюшину вступил в законную силу

|
|
Мой Брянск, 27 июня 2025 г.
IIHS обвинил власти США в бездействии: число смертей на дорогах выросло на 30%

|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 июня 2025 г.
ИИ — ключевой приоритет для страховщиков в 2025 году: результаты опроса Roots

|
|
Агробизнес, 27 июня 2025 г.
Получение выплат по договорам агрострахования обсудят на форуме «Плоды и овощи России»

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 27 июня 2025 г.
Суд обязал перевозчика «Такси» выплатить ущерб за ДТП с арендованным автобусом

|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 июня 2025 г.
В 2024 году в США количество страховых случаев, связанных с молниями, сократилось на 16,5%

|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 27 июня 2025 г.
В Екатеринбурге мошенники получили доступ к системе оформления ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 июня 2025 г.
Киберугрозы становятся приоритетом номер один для страховых компаний

|
|
Финмаркет, 27 июня 2025 г.
Объем страховых сборов в Москве в 1-м квартале вырос на 34,9% при увеличении выплат в 2,2 раза - ЦБ

|
|
SakhalinMedia, 27 июня 2025 г.
Toyota остается лидером по числу ДТП в Южно-Сахалинске

|
|
Пензенская правда, 27 июня 2025 г.
Житель Башмаково осужден за попытку страхового мошенничества

|
|
Аргументы и факты-Камчатка, 27 июня 2025 г.
Камчатскому бизнесу предлагают интересные страховые продукты

|
 Остальные материалы за 27 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|